Легкость обработки янтаря, разнообразие цвета, тонов и прозрачности издавна привлекали к
нему внимание художников и ремесленников. Хрупкость этого минерала повышала стоимость
изготовленных из него изделий и требовала высокого мастерства. Уже семь тысяч лет назад
первобытные художники вырезали из янтаря фигурки людей, зверей и птиц. Фараоны и жрецы Египта
носили янтарные украшения. Древние греки именовали его электроном, - от звезды Электра в
созвездии Тельца. Согласно античному мифу, поведанному римским поэтом Овидием, Фаэтон, сын бога
солнца Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей отца и погиб, чуть не погубив в страшном
пламени землю. Мать и сестры Фаэтона, Гелиады, так горестно рыдали на его могиле, что боги,
почувствовав к ним сострадание, оставили их на этом месте навечно, превратив в тополя, а слезы
их в золотистый камень – янтарь. Поэт Гомер в своей "Одиссее" дважды упоминает этот
самоцвет как очень дорогой и редкий подарок, с восхищением называя его "светлым как солнце".
В Китае и Японии почитали янтарь вишневого цвета – "крови дракона", его носили
представители правящей династии. В русских сказаниях и былинах этот самоцвет был воспет под
именем "латырь – камня", "камня – алатырь", исцеляющего от болезни и
наделяющего даром бессмертия.
В средневековой Европе янтарем пользовались мало, очевидно, из-за
непрочности и хрупкости этого материала. Его оценили по достоинству лишь в эпоху Возрождения, а
расцвет искусства художественной обработки янтаря приходится на XVII - XVIII столетия.
Крупнейшим центром по изготовления янтарных изделий в эту эпоху становится Восточная Пруссия.
Здесь находились огромные запасы янтаря, добыча которого являлась государственной монополией.
Производство янтарных изделий сосредоточилось в городах Кенигсберге, Данциге, Любеке и Эльбинге,
где существовали особые цеха мастеров янтарных дел. Из легко поддававшихся резцу кусков янтаря
делали не только ювелирные украшения, но и шахматы, вазочки, рамы для зеркал, распятия, песочные
часы и другие предметы. На плоские янтарные пластины наносились тончайшие гравюры, под которые
подкладывалась золотая фольга, и такими гравировками украшались стенки изделий из янтаря.
Благодаря получившей развитие новой технике обработки - инкрустации, появилась возможность
изготавливать более крупные, чем раньше, предметы: ларцы, алтари и даже настольные кабинеты.
Вершиной творчества прусских мастеров и одним из самых легендарных произведений мирового
искусства стала знаменитая Янтарная комната.
<<
>>
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|